Речевое развитие
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»
Е. И. Тихеева.
Одно из условий для полноценного речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ.
Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень речевого развития детей.
В группах представлены:
-
дидактический игры (на составление слов из слогов, составление простого предложения)
-
книги для чтения.
-
пособия для развития мелкой моторики: прописи, шнуровки, пальчиковые игры.
-
альбомы или подборка иллюстраций по темам (домашние животные, птицы) .
-
лото, домино по изучаемым лексическим темам, комплекты дидактических и настольных игр.
-
книги раскраски по изучаемым темам.
-
игры по развитию связной речи детей.
Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.
Дидактические игры по развитию словаря младший дошкольный возраст
Картотека речевых игр на развитие словаря у детей раннего возраста
Картотека дидактических игр домашние животные
Учим загадывать загадки Консультация
Презентация: » Овощи в огороде».
Дидактическая игра «Сложи и перескажи сказку Ёлка»
Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке.
Подготовила: воспитатель Черкашина О.В.
Дидактическая игра
«Волшебные окошки»
Цель: развитие внимания, логического мышления, мелкой моторики рук, развитие связной речи, составление детьми простых предложений, умение описывать, что находиться за окошком.
Подготовила: воспитатель Черкашина О.В.
Дидактическая игра по обучению звукоподражанию «Речевые карточки»
для детей младшего дошкольного возраста
Цель: развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию голосам животных и птиц и бытовым шумам.
Подготовила: воспитатель Кравчук С.И.
Дидактическая игра «Назови правильно»
Цель: сформировать у детей представление о фруктах.
Задачи: научить различать их; формировать представление о том, где они растут; обогащать и развивать словарный запас; учить правильно произносить названия фруктов , развивать мышление, внимание и память.
Подготовила: воспитатель Русакова К.А.
Дидактическая игра «Учу буквы»
Цель: знакомство детей с буквами русского алфавита, учит составлять слова, развивает у детей фонематический слух, внимание, мышление.
Подготовила: воспитатель Кравчук С.И.
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Цель Закрепить знание содержания русской народной сказки «Репка». Задачи 1.Способствовать формированию интереса к русским народным сказкам. 2.Учить подбирать картинки по сказке, запоминая последовательность действий. 3.Обогащать словарный запас детей глаголами посадил, пошёл, тянуть, прибежал, позвала. 4.Развивать наглядное мышление, память, мелкую моторику. 5.Воспитывать чувство радости от общения в совместной игре.
Подготовила: воспитатель Андриюк И.Р.
Дидактическая игра по речевому развитию «Теремок»
(для детей младшей группы)
Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие речевой активности детей.
Задачи:
-
Развитие звуковой культуры речи у детей.
-
Развитие связной речи детей-диалогической и монологической форм.
-
Развитие умения в употреблении порядковых числительных, пространственных представлений «слева», «справа», «вверху», «внизу», предлогов «над», «под», «между».
-
Развитие фонематического слуха, автоматизация поставленных звуков в слогах.
-
Развитие грамматического строя речи.
-
Формирование словаря.
Дидактическое игра по речевому развитию «Теремок» можно использовать во время:
• Совместной деятельности взрослого и детей во время режимных моментов;
• Организованной образовательной деятельности;
• Самостоятельной деятельности
Материал: животные (мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь) на липучках; теремок; ламинированные картинки с изображением овощей, зерна, мёда, мяса.
Варианты заданий.
1 задание «Вспомни сказку»
Цель: Развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных.
Материал: сшитые из фетра животные (мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь) с незначительными отличиями во внешнем виде.
Ход игры:
Педагог показывает героев сказки.
— Угадай из какой сказки пришли герои?
— Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью педагога рассказывает сказку).
— Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий?
— Кто пришёл последним и сломал теремок?
2 задание «Кто, где живёт?»
Цель: Формировать умение детей употреблять предлоги над, под, между, формирование словаря.
Материал: животные (мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь) с незначительными отличиями во внешнем виде, теремок.
Ход игры:
Педагог размещает зверей в окнах, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?
— Этот зверь живёт над волком. Это…
— Этот зверь живёт над лисой. Это …
— Этот зверь живёт под мышкой. Это …
— Этот зверь живёт под лягушкой. Это …
— Этот зверь живёт между волком и зайцем. Это…
— Этот — между мышкой и медведем. Это …
Затем ребёнок сам загадывает загадки проговаривая слова над, под, между.
3 задание «Угадай, чей голосок?»
Цель: Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи.
Ход игры:
Педагог изображает персонажей сказки: мышку, лягушку, зайку, лису, волка, медведя. Ребёнок отгадывает. Затем ребенок и педагог меняются ролями.
4 задание «Посели жильцов»
Цель: Формировать умение детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, вверху, внизу, рядом, около, между), формирование словаря.
Материал: сшитые из фетра животные (мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь) с незначительными отличиями во внешнем виде, теремок из фетра.
Ход игры:
Педагог предлагает заселить зверей по комнатам.
Лиса – на втором этаже справа.
Медведь – на первом этаже слева.
Заяц на третьем этаже.
Лягушка и мышка – на втором этаже слева.
Волк – на первом этаже справа.
Дети должны взять животное и определить его место в «Теремке».
5 задание «Узнай по описанию»
Цель: Продолжать развивать умение детей составлять описательные рассказы, узнавать животное по описанию.
Материал: животные (мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь) с незначительными отличиями во внешнем виде. Ход игры: у каждого из детей по 2 животных. Педагог описывает какое-нибудь животное. Дети должны угадать, о каком животном идет речь и показать его.
Усложнение:
-
Дети объясняют свой выбор
-
Роль водящего выполняет ребенок.
6 задание «Кто как разговаривает?»
Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов, формирование словаря.
Материал: животные (мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь) с незначительными отличиями во внешнем виде.
Ход игры:
Педагог: Вспомните, как подает голос лягушка?
Дети: Ква — ква
Педагог: Что она делает?
Дети: Лягушка квакает.
Педагог: Как подает голос мышка?
Дети: Пи — пи
Педагог: Что она делает?
Дети: Мышка пищит.
Педагог: Как подает голос медведь?
Дети: Ры — ры
Педагог: Что он делает?
Дети: Медведь рычит.
Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница».
7 задание «Кому угощение?»
Цель: Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Материал: сшитые из фетра животные (мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь) с незначительными отличиями во внешнем виде, картинки с изображением овощей, зерна, мёда, мяса.
Ход игры:
Педагог говорит, что в корзинке подарки для животных,
но боится перепутать кому что. Просит помочь.
Предлагаются сшитые из фетра животные (мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь).
Педагог задаёт вопросы:
— «Кому мёд?»; «Кому зерно?»; «Кому мясо?»; «Кому овощи?»
Дети должны показать и назвать животное.
Подготовила: воспитатель Русакова К.А.
«Дидактические игры и упражнения по развитию речи
для детей дошкольного возраста по лексической теме перелётные птицы»
Дидактическая игра «Подбери признак» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Дидактическая игра «Назови ласково» Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Дидактическая игра «Посчитай» Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Дидактическое упражнение «Какая?» Цель: упражнять в образовании признака от предмета.
Дидактическая игра «Образуй слова» Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.
Игра «Кого не стало?» Цель: Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже; развитие памяти, зрительного восприятия.
Игра «Зимующие и перелетные птицы». Цель: Закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.
Подготовила: воспитатель Желторылова Т.Ф.
Речевая игра «Петушок и его семья»
Цель : знакомить детей с понятием «Семья» на примере семьи петушка. Показать, что члены семьи любят друг друга. Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строками народно — поэтических творений. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями. Развивать речевое внимание. Формировать познавательную активность. Способствовать развитию слухового внимания.
Подготовила: воспитатель Гарбузова Л.К.
Дидактическая игра по развитию речи
«Кубик со сказками»
Дидактическая игра предназначена для детей 5-7 лет. Цель: учить детей узнавать русскую народную сказку по картинке; учить детей рассказыванию сказки, пересказу текста; развивать речь детей, делать её эмоционально насыщенной; воспитывать желание работать в коллективе; вызывать чувство радости; повышать настроение посредством русских народных сказок.
Эта игра представляет собой обычный кубик, обклеенный со всех сторон картинками из русских народных сказок, деревянные лопатки с героями сказок.
Дидактическую игру «Кубик со сказками» можно использовать для работы с усложнениями. Для этого, к каждой выпавшей сказке на грани кубика, есть задания, которые должны выполнить дети.
Сказка «Теремок». Задание «Кто что ест?» (нужно соотнести карточки с животными из теремка с карточками еды).
Сказка «Маша и медведь» — упражнять в умении классифицировать предметы по определенному признаку. Задание «Наведи порядок у медведя» (нужно разложить одежду в шкаф, игрушки – на полку).
Сказка «Колобок» — упражнять в употреблении порядковых числительных. Задание «Кто первый? Второй?..», «Кто за кем?» (расставить карточки с животными).
Сказка «Гуси-лебеди». Задание «Что печется в печке?» (из карточек с продуктами выбрать те, которые можно испечь, назвать и поставить в карман печки).
Задание «Разложи яблоки по цвету» — закрепить знания детей о цвете, учиться считать в пределах до 5 (предлагается разложить яблоки красного, желтого, зеленого цвета по корзинам).
Задание «Построй мостик» — учить пользоваться сравнительными прилагательными (длиннее, короче). (Из картонных полосок разной длины и ширины построить мостик).
Сказка «Три медведя» — развивать умение определять и называть размер предметов, умение сравнивать предметы, навык счета до 3. Задание « Рассади медведей по стульчикам», «Накорми медведей», «Уложи медведей спать», «Объедини вещи «Мебель», «Посуда».
Сказка «Волк и семеро козлят» — развивать умения подбирать предметы по форме и цвету. Задание «Спрячь козлят от волка» (дети прячут козлят от Волка подбором геометрических фигур по цвету и форме).
Подготовила: вооспитатель Андриюк И.Р.
Серия игр на развитие зрительной памяти, логического мышления
Развитие логического мышления, зрительной памяти, формирование навыков задавания вопросов, анализа ответов. Развитие способности к классифицированию явлений и предметов окружающего мира по особенностям и характерным признакам.
Подготовила: воспитатель Галкина Т.В.
Дидактическое пособие
«Сказки на фланелеграфе»
Цель: Развитие речи, воображения, развитие словарного запаса, развитие навыков общения, восприятия, развитие зрительного внимания, памяти, творческой способности и фантазии, развитие мелкой моторики, мышления.
Варианты придумывания сказочных историй могут быть самые разные. Особенно интересны постановки спектаклей по придуманным сказкам, в которых дети вовлекаются с еще большим желанием. Согласно образовательным стандартам мною сделан фланелеграф, который должен быть в каждом детском саду, согласно требованиям к организации предметно-пространственной развивающей среде, ведь нам необходимо соответствовать нашим современным детям. Театр на фланелеграфе помогает систематизировать знания по теме «В гостях у русской народной сказки», закрепляют накопленные детьми знания о любимых народных сказках. Развивает усидчивость, умение работать по 3-4 человека, договариваться, меняться. Сказки некоторое пространство, которое организовано взрослыми по задумке детей. Здесь собраны самые разные предметы, которые могут превратиться в волшебный поезд или межзвездный корабль. Здесь можно не только придумать, но и сыграть любую только что придуманную историю.
Пособие подготовила: воспитатель Андриюк И.Р.
Дидактическая игра «Чья тень?»
Цель: Закрепление знаний детей о животных, умение различать и находить нужного животного. Дидактический материал: Игровое поле разделённое на квадраты с изображениями различных животных, с соответствующими изображениям на маленьких карточках.
Подготовила воспитатель: Желторылова Т.Ф.
Настольная игра домино по сказке «Репка»
Цель игры: познавательное развитие, расширение представлений об окружающем предметном мире, развитие логического мышления; развитие активной речи, коммуникативных навыков. Развитие целенаправленного внимания, воображения, памяти, зрительно-двигательной координации, мелкой моторики.
Подготовила воспитатель: Желторылова Т.Ф.
Дидактическая игра «Кто чем питается?»
Цель: Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние животные; Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук; Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.
Подготовила воспитатель: Желторылова Т.Ф.
Дидактическая игра «Собираем урожай»
Цель: Закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах, побуждать узнавать и называть их по внешнему виду. Развивать активную речь детей. Развивать внимание, зрительную память.
Подготовила воспитатель: Черкашина Ольга Викторовна
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Ребусы с картинками»
Игра для детей 5-7 лет. Цель: упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять в слоговом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память, закреплять в делении слов на слоги.
Варианты игры: 1. Детям предлагается отгадать слово по первым буквам нарисованных картинок. 2. Детям предлагается отгадать ребусы и сделать слоговой анализ отгаданных слов.
Подготовила воспитатель: Андриюк Ирина Романовна
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Собери урожай в корзину»
Цель: Закрепить знания детей о фруктах, овощах и ягодах.
Задачи: Развивать словесно-логическое мышление, умение группировать фрукты, овощи и ягоды. Сравнивать и обобщать; развивать мышление, речь, зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук.
Игру подготовила: Воспитатель старшей группы Балаганская Валерия Васильевна
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«МОЙ, МОЯ,МОЁ,МОИ»
Цель: Формирование умений согласовывать местоимения с существительными. Задачи: Способствовать пополнению и активизации словаря у детей. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, речь. Воспитывать умение действовать рядом со сверстниками. Возраст: Игра предназначена для детей с 4 — 7 лет, играть в нее могут не более 4 человек. Что входит в набор Набор включает: 4 карты для лото, маленькие карточки, инструкция к игре. Инструкция Взрослый предлагает детям взять по одной карте. Педагог берет маленькие карточки и показывает детям, называя предмет: «Что это?» — «Пальто», «Чьё пальто?», ребёнок должен ответить: «Моё пальто» и т.д. Игра закончится тогда, когда ребёнок положит все маленькие карточки на карту.
Игру подготовила: Воспитатель средней группы Балаганская Валерия Васильевна
Методическое пособие Лэпбук
«В гостях у сказки» для детей дошкольного возраста
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к театральному искусству, театрализованной деятельности.
Задачи: Образовательные: — систематизировать знания детей о театре; — познакомить детей с разновидностями театра; — закреплять знания детей о главных театральных профессиях, элементах театра. Развивающие: — развивать у дошкольников познавательную активность, творческие способности через театрализованные игры; — развивать монологическую и диалогическую речь детей дошкольного возраста; — расширять кругозор через импровизацию в постановках на свободную тему; Воспитательные: — воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику, умение контактировать. — воспитывать театральную культуру.
Содержание дидактического пособия: Театр на палочках. Теневой театр. Пальчиковый театр. Дидактическое пособие «Загадки о театре». Наглядно-демонстрационный материал «Виды театра». Мнемотаблицы «Покажи сказку». Ширмочки (для плосткостного и теневого театров).
Данный лэпбук можно использовать как в индивидуальной работе, так и в совместной деятельности с детьми. Это именно то средство, которое подразумевает собой применение индивидуального подхода, и в то же время привлекающее внимание почти всех детей, так как детям очень нравится инсценировать уже известные произведения, а также фантазировать, придумывая различные сюжеты для обыгрывания при помощи самодельных фигурок-персонажей.
Пособие подготовила воспитатель старшей группы: Андриюк Ирина Романовна
Подготовила воспитатель подготовительной группы Черкашина О.В.
Игра «Веселые бабочки»
Совершенствование грамматического строя речи Закрепление правильного употребления в речи простых и сложных предлогов с опорой на их схематичные изображения и без их Упражнение в построении полных ответов Развитие памяти мышления Воспитание навыков сотрудничества в процессе игровой деятельности.
Подготовила воспитатель подготовительной группы Черкашина О.В.
«С чудо-папкой мы играем, речь ребятам развиваем»
Пособие Лэпбук можно рассматривать как: форму совместной деятельности участников образовательного процесса (детей, родителей, педагога), часть предметно-развивающей среды, продукт коллективного творчества.
Пособие подготовлено воспитателем средней группы Балаганской В.В.
Речевая развивающая игра «Рассели по домикам»
Данная игра рассчитана для детей 5-7 лет. Игра «ОН – ОНА – ОНО» — является полезным примером дидактических игр по развитию речи, способствующих улучшению звуковой культуры речи, развитию мелкой моторики рук, а также развитию логического мышления и способности к формированию объяснения своего сделанного выбора.
Цель: Упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; подбирать карточки слова, подходящие по смыслу; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с местоимениями он, она, они; а также учить различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои. Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами. Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор. Детям предлагается разложить картинки в домики под названием «Он», «Она»,»Они». Картинки про которые можно сказать «мой» ребенок кладет в домик под названием «Он», картинки про которые можно сказать «моя» — в домик «Она», «моё» — «Оно».
Подготовила: воспитатель средней группы Балаганская Валерия Васильевна
Речевая игра
«Подбор слов, картинок с заданным звуком»
Даны буквы Р, Л в большом формате задачей детей является нахождение предметных картинок на заданный звук. Задания могут быть такими: Подбери слово со звуком [л, р]. Назови одежду, в названии которой есть этот звук. Назови слово, в котором звук [л, р] имеется в начале слова (в середине или в конце). Подари мне слова — названия продуктов питания со звуком [р, л]. Какие подарки ты можешь подарить со звуком [р, л]? Выбери картинки, в словах-названиях которых есть слог ла, из ряда других (лапа, ладошка). Выбери картинки, в словах-названиях которых имеется звук [л, р], из ряда других.
Подготовила: воспитатель Таранова Н.Н.